NET 2009. Пресс-конференция

 

О концепции нового европейского театра шел разговор на пресс-конференции, посвященной открытию Международного фестиваля NET2009, которая прошла 13 ноября 2009 в Москве. Международный фестиваль NET2009/Новый Европейский Театр пройдет в одиннадцатый раз. В этом году с 14 по 27 ноября 2009, то есть ровно через 20 лет и пять дней после крушения Берлинской стены – символа единения Европы. Для российского зрителя, все же евразийца по сути — хотя официально мы признаем, что Россия за Уралом тоже европейский меридиан, по крайней мере, ментально – не думаю, что крушение Берлинской стены – это знаковое событие. Спросите, ну как оно коснулось россиян? Что оно им-то вернуло? Даже Майкл Горбачоффа (не знаю, как зовут Михаила в переводе с немецкого) на пресс-конференции, посвященной этому эпохальному для Европы событию был отодвинут и Бушем и Колем на задворки пресс-конфернции. Если бы не словоохотливость бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС, то, думается, Буш-старший и Г. Коль и не заметили присутствия аутсайдера. Потому что падение Берлинской стены — это их праздник. Поэтому Новый Европейский Театр – это не русский фестиваль, а по настоящему Европейский, за-рубежный. Но коль он спонсирован за наш счет и при нашей поддержке, то почему бы и нам не быть полноправными гостями на этом празднике, посвященном крушению иностранной стены. Разделим общую радость, скажем слова, которые должно говорить радушным хозяевам театральных подмостков на чужом празднике.

Эти слова традиционны и справедливы:

1. Западная Европа как всегда осмысляет свое место в своем тесном европейском мирке. Для этого не нужен Достоевский или Улицкая. Европейский театр знаком с традиционализмом и не отвергает его. Но он активно ищет крайние формы выражения чувств, в температуре которых, рождаемых аффектами актеров, режиссеров и рефлексией публики, можно получить не просто драйв, но и кайф от никогда не виденного и никогда не слышанного, при этом очень знакомого, как предвкушение оргазма

2. Европейский театр переживает творческий кризис, поднимая вопрос: а как сказывается на человеке кризис экономический?

Можно понять радость арт-директоров Фестиваля. Программа, действительно, насыщенная, интересная. Открывается фестиваль «Гамлетом» Вильяма Шекспира в постановке Оскара Коршуноваса, одного из лидеров новой режиссуры, чьи постановки неоднократно приезжали на NET. Болгарский режиссер Явор Гырдев (его фильм «Дзифт» произвел фурор на прошлогоднем ММКФ) задает в своем «Калигуле» вопрос «кто ты». Марина Давыдова и Роман Должанский – арт-директора фестиваля NET2009 хотят, чтобы зритель вместе с ними убедился, что «падение Берлинской стены заставило людей понять, что зло не в политических системах, а в самом человеке. Даже такое трагическое событие как Первая мировая война, в спектакле «Великая война» голландского театра «Отель Модерн» теряет социально-историческую определенность и становится поводом задуматься об иллюзорности поражений и побед, об относительности великого и ничтожного». Неужели Европа заговорила на языке коренных азиатов? Я уверен, если верить тому, что говорилось о фестивале по-русски, это происки восточной дипломатии, вуалирующей разницу между европейской и азиаткой ментальностью, создавая ощущение того, что разницы и нет. А разница – колоссальная! И в этом безусловный интерес, который проявляет общественность к этому яркому событию: даже с Берлинской стеной Европа не была разделена, просто с исчезновением Берлинской стены было интересно наблюдать: вольется социализм в капитализм, или наоборот. Не так ли? Счастливые немцы, как говорили, так и говорят не на двух разных языках, а на одном. А вот на каком языке заговорит счастливая Европа в результате объединения на этом фестивале? На эсперанто? Или каждый на своем, родном, незыблемом? Это вопрос не обсуждался на пресс-конференции, посвященной фестивалю, посвященному падению Берлинской стены как символу объединения Европы. Однако ответ очевиден, потому что: «Гамлет» Шекспира в постановке Городского театра (Вильнюс, Литва) совместно с театром Наций (Россия) 14 ноября на сцене Московского театра юного зрителя будет идти на литовском с синхронным переводом на русский (странно, почему не на старо-английский?), «Калигула» Альбера Камю Варненского драматического театра (Болгария) и «La Rose des Vents», Франция – на сцене Центра им. Мейерхольда 15 ноября — на болгарском языке с субтитрами на языке принимающей стороны. «Оргия толерантности» (спектакль Яна Фабра, содержащий жесткие сцены и ненормативную лексику) для зрителей от 21 года будет идти на английском и французском языках (интересно, чем должны быть шокированы 18-летние совершеннолетние россияне: сценами жесткого насилия, или незамысловатым англо-галльским арго?). «Воццек» пройдет в Большом театре, надо полагать на языке оригинала, а «+1» в исполнении Евгения Гришковца на русском. Европа (под Европой, генуинной Европой, я подразумеваю ту, что у нас прежде называлась Западной) – умная старушка: под объединением она подразумевает не глобализацию культур, а выгодное добрососедство. И даже падение берлинских стен не способно в аффектах радости заставить Европу говорить на одном языке. Нет, каждый на своем. Другое дело, об одном и том же. Но это другое дело. Интрига, сформировавшаяся в разных акцентах, расставленных европейскими посланцами на пресс-конференции и нашими домочадцами, переносится и на фестиваль. Итак, поймет ли русский зритель заботы нового Европейского театра на языке оригинала, или переведет на русский язык, выгодный и удобный каждому по своим возможностям? Посмотрим. Нам близок Эзоп! Как никогда! Он же полуисторический, полумифический грек…

© Аве Гольдман


В этом году фестиваль NET посвящён двадцатилетию падения Берлинской стены, хотя непосредственно к этому событию относится только один спектакль — замыкающий «Руммельплац» в постановке Вернера Бройнига. В остальном же NET остаётся верен себе — уже больше десяти лет он открывает России новые театральные имена; представляет действительно уникальные проекты, являющие сплавом классического и современного искусства, танца, перфоманса, поставленные как молодыми, так и уже завоевавшими признание режиссёрами.

По словам Романа Должанского и Марины Давыдовой, арт-директоров фестиваля, «падение Берлинской стены заставило понять, что зло, в конечном счёте, корениться не в политических системах, а в самом человеке». Потому что каждую систему, в том числе и ту, в которой живёт, человек выстраивает сам, своими мыслями и поступками. Недаром Оскарас Коршуновас, режиссёр «Гамлета», охарактеризовал свой спектакль как постановку «про мир, который в голове».

На пресс-конференции в рамках обзора спектаклей было много сказано о толерантности; теме, которую, так или иначе, затронул каждый участник фестиваля. Первоначальный смысл толерантности как терпимости, принятия другого взгляда с уважением постепенно вытеснился иным смыслом, более простым, но циничным. Теперь толерантность — это некая вседозволенность, мыслительная и физическая; подмена, изменение норм. В мире «новой» толерантности жить проще. Об этом «Гамлет» Коршуноваса, «Оргия толерантности» Фабра, «Калигула» Гырдева.

Кстати, об «Оргии толерантности» также было сказано немало. Шлейф эпатажа, налёт циничности, привкус скандала преследуют этот спектакль, многие уже рвутся к обвинительным нападкам в адрес постановки. Однако Должанский терпеливо успокаивал всех заявлением о том, что это «обычный спектакль», правда, средства художественной выразительности несколько жестковаты для неподготовленной, консервативной публики. Но, учитывая формат фестиваля, эксцессов произойти не должно.

Фестиваль NET в этом году активно сотрудничает с ГОГОЛЬFEST, совместно с которым состоится премьера «Анны», заявленная как «новейшая антиутопия эпохи глобализма» и «исследование славянского анархизма». Также в рамках музыкального дня фестиваля в башне «Федерация» зазвучит музыкальный перфоманс «Dreams of the lost road», обещающий формулу из средневекового театра, живой и качественной музыки, технологизма, обрамленного в «простой, как жизнь и смерть, символизм спектакля».
В качестве специального проекта в этом году предложены многообещающие читки «Европеаны», «Считай что ты — Бог!» и «EXSTASY RAVE». Переосмысление новой Европы, будущего людей в постиндустриальном мире будут представлены теперь для размышления и российским зрителям.

Кстати, частью фестивальной программы в этом году (впрочем, как и во всех предыдущих) станет Евгений Гришковец с новой постановкой «+1». Именно Гришковец на фестивале NET неизменно представляет собой «островок русского» — грустный, узнаваемый в каждом, немного смущённый и понимающий житель России, большой России где-то справа от Европы.

Оправдывая своё название, фестиваль NET и в этом году остаётся «новым». Правда, это не тот случай, когда новое — это хорошо забытое старое.

© Ульяна Шангина

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

 

Похожие статьи

 
 

0 Ком

Пока нет комментариев.

 
 

Оставить комментарий

 

You must be logged in to post a comment.