Портрет

 

Портрет
премьера «Свободного театра» Нины Чусовой
Рецензия от Дарьи Баракиной
«Портрет» в цвете

Как мне кажется, любое литературное произведение можно соотнести с определенным цветом. Вот, скажем, «Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя ассоциируются с серым или грязно-коричневым. Не подумайте: такое сравнение ни в коей мере не умаляет художественной ценности творения русско-украинского писателя. Просто вязкая, «душная» атмосфера «Петербургских повестей» как нельзя лучше соответствует этим мрачным цветам. Как правило, создатели кино- и театральных адаптаций этого цикла произведений стараются сохранить указанное впечатление серости и, прости наш великий и могучий, коричневости. Однако Нина Чусова в своей новой постановке пошла другим путем – она «раскрасила» гоголевский «Портрет».

Впрочем, начать материал нужно было с другого. «Портрет» – спектакль непростой. Это первый опыт взаимодействия многих творческих личностей в рамках «новорожденного» «Свободного театра Нины Чусовой». К созданию постановки «приложили руку» композитор Сергей Дрезнин, скульптор Александр Бурганов, художники-аниматоры школы-студии «Шар», знаменитый кутюрье Пьер Карден…

Уже простой перечень этих фамилий способен вызвать немалый интерес к спектаклю у публики. К сему прибавьте ряд сопутствующих обстоятельств (как-то: дебют нового театра и очередная постановка модного режиссера), и вы поймете, почему на премьеру «Портрета» пришло огромное количество журналистов и зрителей разной степени именитости. Однако об этом мы рассказывать не будем. Право слово, у нас же не колонка светской хроники. Давайте лучше поговорим о спектакле.
Мистика на подсознательном уровне

Все же, почему Нина Чусова в очередной раз решила перенести на театральные подмостки творение Н.В.Гоголя (до этого были спектакли по «Шинели» и «Вию»)? Отвечая на этот вопрос в одном из своих интервью, режиссер сказала, что начать новое дело она захотела именно с театрального прочтения Гоголя, ибо все события, менявшие её жизнь, связаны с постановкой его произведений.

Думается, немаловажно и то, что «Портер» — это классика, со школьных лет известная всякому зрителю. Другое дело, что спектакль Нины Чусовой – это не буквальное воспроизведение знакомого до последней строчки оригинала. Здесь нарушена хронология и композиция гоголевской повести. Точнее: содержание её второй части интегрировано в первую в качестве снов и галлюцинаций главного героя, художника Чарткова. В своих видениях он предстает как автор портрета. Возможно, это обстоятельство способно кого-то озадачить: дескать, Чартков вроде бы являлся только покупателем, но отнюдь не создателем картины. Но это буквальное, реалистическое восприятие повествования. А «Портрет» — вещь мистическая. И кто сказал, что мистическое происходит только на уровне действительных событий, что это понятие включает в себя лишь вылезающего из картины старика и совокупность странных смертей? У Чусовой вся мистика, фантасмагория – это отражение душевных движений героя.

Сам Чартков – блаженный (он и ведет себя соответствующим образом), вера которого – чистое искусство. Когда он рисует, «подражая природе», он по своей внутренней терминологии, «пишет святых». Старик же с портрета преподносится чуть ли ни в качестве дьявола. Соответственно, когда он уговаривает живописца изготовить с него портрет, то, на самом деле, просто склоняет Чарткова к отступлению от высоких идеалов Этот внутренний бес есть желание славы и богатства, которым молодой художник после долгой борьбы уступает. То есть, если у Гоголя «падение» Чарткова объясняется пагубным мистическим влиянием портрета, то в интерпретации Чусовой вина за вырождение таланта полностью лежит на том, кто им когда-то обладал. Причем, в отличие от великого классика, режиссер спектакля оставляет для героя шанс на своего рода духовное возрождение: уже, будучи совершенно безумным, Чартков в душе своей смог одолеть дьявольский «портрет». И это была его последняя победа в жизни.
Увидеть, услышать и почувствовать «Портрет»

Показательно, что все эти внутренние движения центрального персонажа передаются не только актерской игрой. Множество раз в ходе спектакля на занавес, экран, подобия холста проецируются анимационные вставки.

Гротескные фигуры людей и животных, то плавные, то судорожные мазки краски – вот они, странные фантазии Чарткова, пугающие образы его подсознания. Здесь лучащаяся золотом Психея уносится в мутный коричневый омут, а страшное лицо старика с портрета обращается в воронью голову. В душе художника царит темный и разрушительный хаос. Вокруг же него все буквально искрится сочными цветами. Петербургские улицы озарены желтыми лучами, ткань, в которую облачается старик с портрета, кровавого оттенка, в костюмах аристократов много сиреневого, скатерть на столе в одной из последних сцен изумрудно-зеленого цвета. Благодаря ярким костюмам и мастерской «игре со светом», гоголевский «Портрет», действительно, удалось «раскрасить». Серость остается только в душе героя. Кроме цветового решения, обращает на себя внимание и музыкальное сопровождение театрального действа. Немногочисленные музыканты находятся непосредственно на сцене, они почти взаимодействуют с героями спектакля. Так звук, мелодия становятся не просто отражением настроений персонажей, но и реальной действующей силой, влияющей на развитие повествования. Это особенно ощутимо в те моменты, когда действующие лица начинают петь. Серьезный спектакль в какие-то моменты превращается в яркий мюзикл. Впрочем, все эти внешние атрибуты и жанровые смещения – лишь форма. Конечно, когда суть формы состоит в синтезе художественных, музыкальных и театральных средств – это, безусловно, интересно. Но, когда за этой «безусловно интересной» формой есть еще и не менее любопытное содержание, это сильно. Такие спектакли могут вызвать, что угодно, но не равнодушие. Они задевают. И потому мои аплодисменты Нине Чусовой и её «Свободному театру» были искренни. Спасибо за раскрашенный «Портрет». Такого Гоголя мы ещё не видели!
©Дарья Баракина

Рецензия от Дины Поповой
«Театр начинается с премьеры »

На сцене московского Академического театра им. Вл. Маяковского состоялась премьера первого спектакля в рамках «Свободного театра» Нины Чусовой. Спектакль «Портрет», по одноименной повести Гоголя, весьма ярко и феерично представил зрителям новый проект режиссера. Как настоящий художник, Чусова не ограничивается в выборе средств, которыми «рисует» свое произведение — в рамках одного спектакля она смешивает на своей палитре такие искусства, как музыка, вокал, поэзия, литература, изобразительное искусство и мода. Помимо всего вышеперечисленного, в спектакле задействована техника анимации, с помощью которой зрителю передается практически галлюцинационное восприятие мира главным героем. Такое наличие приемов и средств позволяет создать коллаж, максимально передающий состояние человека, находящегося между миром тьмы и миром света.

Сюжет спектакля представляет собой экзистенциональные муки художника, который, в погоне за богатством, предал талант, данный ему свыше. Но контракт с дьяволом уже подписан, и путь из «грязи в князи» заканчивается в аду, филиал которого открывается в продажной душе художника. Духовное опустошение героя увеличивается пропорционально деньгам и славе, которые начинают его преследовать. Но осознание бессмысленного существования в мире материальных ценностей не спасает героя от конвульсий совести. Краски в его внутреннем мире начинают сгущаться, тьма становится все чернее, и, в конце концов, он оказывается заключенным в белых стенах казенного дома.

Не смотря на высокую планку, заданную спектаклем, его визуальное наполнение в какой-то момент начинает напоминать сувенирную лавку, где форма «перетягивает одеяло смысла» на себя, а игра актеров и декорации начинают напоминать буффонаду. Тем не менее, cудя по одобрительны аплодисментам зала по окончании спектакля, «Свободный театр» нашел своего зрителя.
©Дина Попова

Драматург: Николай Гоголь
Автор текста песен: Влад Малекно.
Художники-постановщики: В.Мартиросов и А.Глебова
Художник-мультипликатор: Залина Бидеева
Режиссер-постановщик: Нина Чусова
В главных ролях: засл. артист Росиии Юрий Беляев, Павел Деревянко, Александр Яценко.

Премьера состоялась в 9 ноября 2009 года.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

 

Похожие статьи

 
 

0 Ком

Пока нет комментариев.

 
 

Оставить комментарий

 

You must be logged in to post a comment.